Древнее святилище Калбак-Таш, уникальный археологический памятник Алтая, открыли только в начале ХХ века. Причиной тому то, что скалы с расположенными на них петроглифами расположены значительно ниже современной дороги, у самой реки Чуи. Также столь позднему обнаружению петроглифов способствовала путаница с названиями. Первоначально эта территория называется Ялбак-Таш, а Калбак-Таш расположен значительно дальше по течению Чую. Разобравшись в путанице, решили оставить название, уже известное в научных кругах и научной литературе.


Названия Калбак-Таш и Ялбак-Таш переводятся примерно одинаково — камень-ложка и обозначает камни плоской формы, ровные, гладкие.


В 1912 году художники Д.Кузнецов и Г.Гуркин зарисовали изображения с камней и постарались максимально точно описать каждый рисунок. Это послужил началом изучения петроглифов на реке Чуи. Позже исследования продолжились, и сейчас на территории комплекса насчитывается около 5000 изображений разных периодов от позднего неолита до тюркской эпохи.


Изображения на скалах достаточно разнообразны – здесь и животные, и сцены охоты, и изображения людей, колесницы, лодка. Особо впечатляют изображения фантастических животных. Самым загадочным изображением является группа рисунков с определенным сюжетом. На ней изображены люди с хвостами, на головах которых что-то типа полусфер. Среди них находится человек огромного роста. На его груди изображена фигура прямоугольной формы, символизирующий вместилище душ. Над всем этим возвышается большое существо с грозными зубами. Исследователи предполагают, что на камне изображено посвящение юношей в воины.


Здесь же, в Калбак-Таш можно увидеть примерно уникальные рунические надписи. По этому поводу ведутся споры, кто-то считает, что их 30, кто-то настаивает на 31. По мнению ученых, это самое крупное известное скопление рунических надписей в нашей стране. Приблизительный возраст рун определяется как Х век. Исследователи сделали современный перевод и расшифровку рунических надписей.


Это место было священным для людей, проживавших в разные эпохи. Возможно также, что это место выполняло функции храма.


В настоящее время все объекты святилища пытаются поделить на определенные группы. Выделяют: святилище богини, являющейся покровительницей матерей и младенцев, по имени Умай-Эне, святилище козерога, часы, определяющие время по солнцу, алтарь смерти, схему звездного неба, изображения охоты.


На некоторых рисунков туристы явно видят нашествие инопланетян – некоторые рисунки напоминают космические корабли и пришельцев. Однако эти изображения не уникальны. Похожие на них достаточно распространены на всей территории центральной Азии.


На святилище очень много изображений солнца, солнечной системы, звездного неба, что дает возможность предположить, что это место было обсерваторией. Также на территории святилища много плоских огороженных площадок, которые созданы для обрядов жертвоприношений.

Посетить святилище можно как самостоятельно, так и в составе экскурсионной группы.